Как работает механизм переключения
В автомашинах разных производителей наружный привод к механической КПП реализуется по-разному. У старых моделей встречается непосредственное переключение кулисой, входящей одним концом в паз соответствующего штока, а другим подключенной к рычагу. Современные машины обычно используют привод тросового или тягового типа.
Внутри корпуса коробка передач присутствует набор специальных штоков и вилок –элементов, при помощи которых перемещаемая муфта производит включение нужной передачи. Установка этих штоков в точно зафиксированных положениях производится специальными фиксаторами. Чтобы избежать включения одновременно обеих передач, предусмотрены предохранительные механизмы.
Включение производится следующим образом. В коробке, путем отклонения кулисы вправо либо влево, выбирается нужная вилка, после чего кулиса перемещается вперед либо назад. В результате вилка, сместившись, включает сопряженное с ней шестеренное соединение.
Как возникает проблема включения?
На самом деле, признаков нечеткого срабатывания переключающего механизма может быть несколько. Среди них:
- проскальзывание во время «втыкания» нужной передачи;
- невозможность четко зафиксировать рычаг на выбранной передаче;
- тугой, с затруднениями, ход кулисы;
- полное отсутствие включения либо выключения отдельных передач;
- самостоятельное отключение передачи через несколько секунд после включения.
Все эти проблемы на самом деле могут быть вызваны неисправностью механизма управления коробкой передач, но не только. Аналогичными признаками сопровождается поломка в механизме сцепления или износ синхронизаторов. Для уточнения «виновника» неисправности придется заглушить мотор машины и повторить включение сомнительных передач.
Неработающий двигатель сразу исключает из списка проблематичных узлов сцепление – его влияние на проблемное переключение передач проявляется только во время работы двигателя. Синхронизаторы при выключенном моторе могут оказывать влияние только в случае поломки или полного износа сухарей в синхронизирующем механизме. В остальных случаях отсутствие срабатывания переключения целиком лежит в сфере наружного привода.
Чтобы убедиться в этом, достаточно отключить от коробки передач ведущие от рычага тяги либо тросы, а затем попытаться включить подозрительную передачу, не используя рычаг. Флажок выбора при этом нужно перемещать прямо на корпусе коробки. Если передачи включаются нормально, значит, внутренние механизмы в порядке, и проблему следует искать во внешнем приводе. Если же и после отключения тросов передачи переключаются проблемным образом – значит, поломку нужно искать в механизме выбора, для чего придется разбирать коробку.
Как восстановить четкость переключения передач?
Наиболее частыми проблемами наружного механизма управления КПП, по мнению опытных механиков, являются:
- растянутые либо оборванные тросы кулисы;
- изношенные втулки, располагающиеся на тягах;
- изношенные вкладыши основания кулисы;
- заклиненный или забитый грязью подшипник штока;
- попавший внутрь механизма кулисы мусор или посторонний предмет, из-за чего кулиса не может срабатывать как следует.
Порой встречаются достаточно необычные поломки: деформация вилки или разлом корпуса механизма кулисы. Но в подавляющем большинстве случаев, причем независимо от производителя и модели, обнаруживается одна из вышеперечисленных неисправностей, и практически все они вызываются недостатком смазки в месте поломки.
Учитывая, что привод выбора передачи смазывается маслом, находящимся внутри коробки, следует внимательно следить за его уровнем. Вытекание масла из КПП и следующее за ним снижение уровня масла в коробке – наиболее частая причина выхода из строя вилок. Что касается наружного привода, то его необходимо периодически смазывать соответствующим смазочным составом. В собственном гараже не всегда есть возможность подобраться к нему для качественной смазки. Если же обратиться в специализированный сервис mkpp-remont.ru, смазка и профилактика наружного привода переключения передач будет выполнена на высоком уровне качества.